Практика детского поста на сельском приходе

Л.А. Зекунова, директор воскресной школы «Ангел мой» при Казанском храме д. Богдановка Московской области:

Сельский приход имеет особую атмосферу не только в общении прихожан, но и в совместной жизнедеятельности, бытии людей и семьи священника. Особенно радостно и трепетно общение с сельскими детьми, у нас на приходе их двадцать один человек. Соприкасаемся мы с ними не только на службе, в воскресной школе на занятиях, но и бытовом обиходе. Много деток из неблагополучных семей, и как важно им подарить не только духовное, но и материнское общение.

Во всех воскресных школах на занятиях преподаватели объясняют, такую актуальную тему, как православный Пост. Важно приучать деток к посту не только как воздержанию от мясной и молочной пищи, но и нравственное возрастание, а именно: меньше обижайся, старайся не сердиться, будь до­брее, помогай старшим. Объясняя ребенку, что, например, в первую неделю Великого Поста необходимо из рациона совсем убрать, сладкое, конфеты, мороженое, как правильно объяснить причину этого действия?

Мы объясняем, что Господь наш Иисус Христос постился в пустыне сорок дней, готовя Себя к крестным Страданиям. Трижды сатана искушал его, предлагая из камней создать себе хлеб, сделаться царем всех стран и народов, явить свою славу, прыгнув с крыши храма и быть подхваченным ангелами и вознесенным на небо. Но Господь был непреклонен, говоря — отойди от меня сатана. Так и мы, для доброго дела веры в Христа, должны поступиться нашим «хочу», а именно придержать свой пыл в сладостях. Многие задумываются, а многие говорят, что жить без конфет очень тяжело. На этот случай, в посты, мы стараемся радовать ребят природными сладостями. Например, запекаем тыкву с сахаром, готовим постные коврижки с изюмом, печеные яблоки с орехами. Это прекрасная альтернатива конфетам.

Магазинные продукты, часто оставляют желать лучшего по химическому составу, полезности для организма. Нам, как сельскому приходу, очень повез­ло, так как на грядках всегда растет огромное количество полезных овощей, не говоря о ягодах и фруктах, также нам сельские жители приносят плоды своих фермерских трудов, особенно мед и варенье. Мы стараемся приучить деток отказываться от магазинных сладостей и, поверьте, это приносит пользу, как в пост, так и для их физического здоровья. Деревенские детишки часто выглядят здоровыми, розовощекими, в отличие от городских сверстников. Это сказывается не только их место проживания, близкое к природе, но и природный рацион.

Старшим ребятам мы предлагаем поститься строже. Уменьшение количества пищи, точнее, мудрая замена скоромного на растительные белки и жиры, дадут как духовную, так и физическую пользу, тем более что в наше время многие детки страдают заболеванием «плюшек»1.

Подросткам в воскресной школе стараемся объяснить понятие поста, как воздержание и смирение плоти. Говоря, не ешь много, или совсем убери хотя бы на первую неделю поста из рациона мясо (если это не противопоказа­но педиатром), объясняем, что пост имеет духовное начало. Приучаем раз в день прочитать молитву «Отче наш», «Богородицу», это несложно проследить в воскресные дни в школе, прося каждого в отдельности рассказать, кто какую молитву читал. Ведь увидеть современных детей на домашней утренней или вечерней молитве, стало большой редкостью, для них уже великий труд произнести раз в день небольшую молитву. Важно начать с малого.

Обращаясь к родителям, просим их, когда они читают утреннее или вечернее молитвенное правило, попросить ребенка постоять рядом хотя бы пять минут, не может стоять, пусть посидит. Главное — делать это регулярно, чтобы вошло в привычку. В воскресной школе чтение молитв до и после трапезы обязательно, также стараемся с них начинать занятия.

На приходе есть такие детки, которые постятся и не в положенные каноном дни, так как у многих семей существует нехватка средств для покупки мясных или молочных продуктов. Мы стараемся таких детей кормить обедами, покупая маленьким деткам даже в пост молочные продукты. Думаю, что этим мы никак их не расслабляем, но даем возможность полноценно питаться.

В нашем приходе, также окормляются дети из интерната, их приезд всегда радостен. Эти детки, повидавшие много трудностей, показывают пример послушания и непредвзятости к еде, что очень полезно для местных учащихся. Для ребят из интерната особенно важна домашняя трапеза. К их приезду мы стараемся приготовить домашние кушанья, приносим им из дома супы в банках, что стало уже воскресной традицией.

Как удивителен и интересен процесс готовки с детьми в пост! Особенно, когда варишь варенье, и пенки делятся среди «маленьких поваров». Или совместная лепка рыбных пельменей, которые дети прозвали «залепухами», из-за разности размеров и их чудного вида. Картофельные чебуреки, постные блины — все это мы стараемся делать совместно, что дает и доверительное общение с ребенком, и становится ступенькой в соблюдении поста.

В Великий пост мы стараемся приучить деток, хотя бы один день, побывать на Каноне Андрея Критского2, каждый день им бывает тяжело. Если ребенок не поймет слов молитвы, он сможет прочувствовать глубокую молитвенную обстановку в храме, коленопреклонение, полумрак, мерцание свечей, сам покаянный тон батюшки, читающего молитвы. Когда стоишь в храме, дети подходят с вопросами, почему служба в будний деньили просто обнимут.

Существует такая проблема, как навязывание поста. У нас часто на приходе бывают «строгие постники», главным образом старушки, с жесткими,не улыбающимися лицами, резким взглядом на ребенка, когда он зашумит или что-нибудь уронит в храме. Но ведь многие с малолетства не приучены к посту. Не стоит резко принуждать детей меняться, как сделали это мы. Стоит не забывать возрастные рамки и учитывать багаж жизненного опыта.

Для наших деток пост, это дорога к смирению, хотя бы его осязание. Если ребенок с детства будет приучен в чем-то себе отказывать и заставлять себя воздерживаться, это может перейти в часть его характера. Не будем утверждать, что эмоциональный, непослушный подросток сразу станет примерным, соблюдая пост, но это может подвигнуть его задуматься. Со временем он вспомнит и задастся вопросами: «для чего это было?», «что это означало?». Главное — с любовью, не заставляя, объяснить, не принуждать, но предложить. Нельзя сгибать волю ребенка, иначе выйдет эффект гнущейся тростинки, перегибая ее, край соскальзывает и больно бьет по руке.

Родителям мы объясняем, как важен их пример, что начать следует с себя. А не так, что я строго пощусь и при этом хожу хмурый и злой, но пощусь постом приятным, воздерживаюсь не только в еде, но и в действиях. Стараюсь не кричать на свое чадо, не раздражаться, но лишний раз подойти, обнять ребенка, сказать какой он хороший, как его люблю. Мы всегда стараемся родителям говорить о важности их молитвы4. Если ребенок категорически не соглашается поститься, мы призываем родителей не унывать, его пост взять на себя, усердно за него молитесь, а он уж сам со временем придет к понима­нию значения поста.

 

Комментирование запрещено